В четверг смотрела в кино «Hotel Lux», но вот написать об этом собралась только сейчас.
Режиссер L. Haussmann, выход фильма на широкие экраны – 2011 г.
В главных ролях: M. B. Herbig, J. Vogel, T. Reuten
В двух словах: неплохая трагикомедия для широкой аудитории; люди, не имеющие представления об истории, получат удовольствие от юмора а-ля «торт в морду», зануды вроде меня будут хохотать над местами очень точной пародией на исторические реалии и человеческую натуру.
Подробнее
Сюжет
Ганс Цайзиг вместе с лучшим другом Майером каждый вечер разыгрывают в небольшом берлинском кабаре номер-пародию на Сталина и Гитлера, мечтая в скором времени попасть в Голливуд. На дворе начало тридцатых, состоящая преимущественно из офицеров и их спутниц публика смеется и после представления охотно идет за автографами.
Но времена меняются: к власти приходит Гитлер и зима обещает быть долгой. Майер вместе с боевой подругой Фридой (восхитительная эмансипированная женщина начала века) уходит в коммунистическое подполье и, по слухам, пропадает где-то в застенках СС, меняется руководство кабаре, да и публика становится другой. После неудачной шутки на сцене Цайзиг принимает решение бежать в США. Но есть небольшая загвоздка – поддельных американских документов больше нет, остался только советские пропуск, да и тот на имя другого человека. А так как СССР все же лучше, чем СС, Цайзиг бежит в Москву.
Там он заселяется в отель «Люкс», похожий больше на коммуналку для иностранцев, преимущественно членов немецкой компартии. И если к ним там все давно привыкли, то вот личностью Цайзига заинтересовались «на самом верху». Через переводчицу, которой оказалась та самая Фрида, его допрашивает сам Ежов, а потом и Сталин. С чего бы властителю полумира заинтересоваться каким-то жалким пародистом?.. Просто в классической комедии положений НКВД принимает Цайзига за главного астролога Гитлера – сначала по ошибке, а потом уже сознательно скрывая обман в страхе за собственную жизнь...
Главные герои
Не могу сказать ничего особенного об актерских работах, разве что внешность героини была выдержана в стилистике тридцатых, и у Цайзига с Майером иногда было живое выражение лица.
Главный герой – хотя сам он вечно подчеркивает отсутствие героизма – довольно порядочный авантюрист. На вопрос, почему он до сих пор в Берлине, отвечает полушутя: «Жду Майера. Должен же кто-то быть здесь, когда он вернется». А между тем в этом больше правды, чем ему самому хочется думать. Вообще, самые точные характеристики он находит в коротких диалогах со своей возлюбленной. Например:
Фрида: Вам можно доверять?
Цайзиг: Под пытками молчать не буду.
Фрида: Вы трус!
Цайзиг: Да. И, представьте себе, не стыжусь этого. Если бы у меня был фамильный герб, на нем был бы изображен дрожащий заяц.
И тем не менее, оказываясь в отчаянных ситуациях, он всегда борется до конца теми средствами, что ему подвластны – словом, актерским мастерством, иногда конспирацией. И это сразу делает его намного симпатичнее.
Подача материала
С первых минут фильм впечатлил меня тем, что в отличии от большинства «массово-культурных» произведений не вставал в позу «А в искусстве своя правда!», т. е. попросту с самого начала выступал в жанре «кабаре» и не скрывал этого.
Заметим между делом, что я не большой поклонник шуток на «околовоенные» темы, но «Hotel Lux» моих личных чувств не оскорбил. При этом он довольно жестко прошелся по всем товарным знакам тоталитаризма: никому не понятные, но внушительно звучащие аббревиатуры; доведенная до абсурда конспирация, когда никто уже не помнит, какая у него партийная кличка на следующие три дня; факт, что под любовью к человеку может подразумеваться исключительно любовь к вождю; солидарность на словах и готовность на деле сейчас же сообщить «куда следует» о несуществующем проступке товарища; собрания и голосования с единственным возможным исходом – единогласным «за» и т. д., и т. п. Одним словом, в Китайской Народной Республике этот фильм вряд ли покажут.
Как упоминалось выше, в основном это именно черный юмор, но в фильме присутствует и пара очень изящных фрагментов. Н-р, немецкий коммунист, будущий строитель Берлинской стены, во время чаепития с женой забавы ради выкладывает «стену» из кубиков сахара так, что он остается на «восточной», а она – на «западной» стороне и на недоуменный вопрос, что он делает, отвечает: «Да так, ничего». Чертовски смешно и точно. В моей памяти эти кадры останутся надолго.
Ну, а так, как это все же траги-комедия, то нужно сказать пару слов и о серьезных вещах. Мне кажется большой заслугой, что фильм не идет на поводу у стереотипов времен Холодной войны и не делит героев на благородных, но поставленных в невыносимые условия немцев и варварски жестоких русских свиней. По большому счету, он показывает, что между тоталитарными странами и живущими в них людьми нет такой уж большой разницы: террор и его последствия везде одинаково ужасны.
После выхода из кинозала, отсмеявшись над всеми шутками, хочется спросить себя: а правда ли, что все это действо на экране – про «них», прошлых? А может быть, это и о нас тоже? Разве не похожи мы иногда на офицеров, которые год назад шли просить автограф у любимого артиста, а сейчас готовы сделать из него решето после тех же шуток?.. И суть тут вовсе не в политике, а в жизни в целом. В моей и в вашей.
Операторская работа
Не претендую на объективность, возможно, мне так показалось из-за болезни (или вообще старости, глаза-то уже не те ), однако очень мешали перемещения камеры с целью взять общий план, когда все изображение «плыло», становилось на долгие секунды невыносимо мутным.
В то же время нужно отметить несколько блестящих находок.
Н-р, кадры, когда невысокий Ежов распахивает окно в своем огромном кабинете, и в эти дубовые покои тут же врывается снежный вихрь и сноп солнечного света.
Или еще: в целях конспирации во время любого разговора (в том числе и со Сталиным) герои открывали кран, чтобы звук льющейся воды мешал прослушиванию. Когда настал 37-й год, нам показали раковину, переполненную ржавой водой – ну разве не великолепная метафора? Вот, мол, к чему приводят детские игры в шпионов.
Запомнилась сцена с ночным арестом матери троих детей, причем не фактом своего присутствия (что предсказуемо), а именно способом подачи.
Мораль сей басни: если у вас есть свободный вечерок и вы выбираете между «Hotel Lux» и десятками боевиков, я рекомендовала бы первый. Но на DVD я его вряд ли куплю.
Картинка взята отсюда: hotel-lux-film.de/#/story
Hotel Lux
В четверг смотрела в кино «Hotel Lux», но вот написать об этом собралась только сейчас.
Режиссер L. Haussmann, выход фильма на широкие экраны – 2011 г.
В главных ролях: M. B. Herbig, J. Vogel, T. Reuten
В двух словах: неплохая трагикомедия для широкой аудитории; люди, не имеющие представления об истории, получат удовольствие от юмора а-ля «торт в морду», зануды вроде меня будут хохотать над местами очень точной пародией на исторические реалии и человеческую натуру.
Подробнее
Режиссер L. Haussmann, выход фильма на широкие экраны – 2011 г.
В главных ролях: M. B. Herbig, J. Vogel, T. Reuten
В двух словах: неплохая трагикомедия для широкой аудитории; люди, не имеющие представления об истории, получат удовольствие от юмора а-ля «торт в морду», зануды вроде меня будут хохотать над местами очень точной пародией на исторические реалии и человеческую натуру.
Подробнее